БЕКАП СИСТЕМЫ В ОДИН ФАЙЛ

Резервное копирование (англ. backup copy) – это процесс создания копии данных на носителе (жёстком диске, дискете и т. д.), предназначенном для востановления данных в оригинальном или новом месте их расположения в случае их повреждения или разрушения.

Чтобы не потерять данные, нужно регулярно делать бэкапы: другого надёжного способа пока не придумали. 

Основные принципы резервного копирования

  1. Регулярность. Создание бэкапов должно быть столь же регулярным, как чистка зубов по утрам или прием таблеток. Именно за эту дисциплинированность себя можно будет благодарить, если вдруг произошел какой-то крах. Порой потерять даже всего несколько рабочих дней из-за того, что backup не сделан, – может быть очень болезненным. Один из оптимальных вариантов – backup данных раз в неделю по выходным.
  2. Проверка. Проверяйте резервную копию, которую только что сделали. Будет очень обидно, если в особо напряжённый момент ваша палочка-выручалочка окажется пустышкой. Откройте несколько файлов из архива и убедитесь в их работоспособности. Желательно такую проверку потом повторять раз в какой-то период (скажем, раз в год).
  3. Раздельность. Лучше хранить бэкапы не в одном месте, а как минимум в двух. К примеру, на внешнем жёстком диске и в облаке. Ведь диски иногда выходят из строя, а облачное хранилище может быть недоступно в нужный момент.
  4. Разграничение. Разделите на несколько чётких категорий то, что вы собираетесь хранить. Данные различной важности требуют и разного подхода к архивированию.

Есть несколько видов резервного копирования (бэкапов):

  1. Резервное копирование данных (баз данных). Это документы Word, фотографии, фильмы и т.д. Так же к этому относятся, но часто забываются – закладки в браузере, письма в почтовом ящике, адресная книга, календарь со встречами, конфигурационный файл банковского приложения и т. д.
  2. Резервное копирование системы. Речь идет об операционной системе со всеми ее настройками. Такой backup избавляет от необходимости устанавливать операционную систему заново, делать все настройки, устанавливать программы. Однако, это не самый из необходимых типов резервного копирование.

Нас интересует прежде всего второй вид бэкапа. Поэтому о нём и узнаем более подробно.

Первое, на что стоит обратить внимание, говоря о резервных копиях, – сам предмет бэкапов: «Для чего [для каких объектов] можно создать бэкап?». Немаловажную роль играет и вопрос поддержки разных операционных систем, для которых может осуществляться создание резервных копий. Второе: куда, на какой носитель информации, делать бэкап? И третье: как, с помощью чего это можно сделать?

Как сделать резервное копирование системы в один файл в различных версиях Windows?

Итак, первым делом отметим, что в Windows есть штатное средство архивации и восстановления, позволяющее сохранять как отдельные файлы, так и образ целиком, из которого можно восстановить систему в случае сбоя. Но в разных версий есть некоторые особенности. На них и остановимся.

 

Windows 7

Перейдите в «Панель управления», щёлкнув левой кнопкой мыши по клавише «Пуск» и выбрав соответствующий пункт. В «Панели управления» выберите «Система и безопасность» → «Архивирование данных компьютера» → «Настроить архивацию».

Далее система попросит указать место для сохранения архива. Обратите внимание: если вы хотите сделать резервную копию данных с диска «С», сохранить их там же не удастся. Для этого придётся выбрать другой носитель, например второй физический диск, флешку, DVD или папку в локальной сети. Если вспомнить принципы создания бэкапа, архив необходимо хранить на отдельном носителе, а не на том самом компьютере, с которого делалась копия.

Далее система предложит автоматически или вручную выбрать папки для архивации. Нажмите на «Предоставить мне выбор» и в открывшемся окне флажками отметьте те папки, которые хотите сохранить. Нажмите «Далее» → «Сохранить параметры и выйти».

Теперь в окне «Архивация или восстановление файлов» появилась кнопка «Архивировать». Нажатие на неё запустит процесс архивации ваших данных.

Восстановление происходит по тому же принципу. Для этого следует нажать на пункт «Выбрать другую резервную копию для восстановления файлов» и указать ту, в которую производилась архивация.

Windows 8 и выше

Встроенный инструмент «История файлов» позволяет производить архивацию в режиме реального времени. Для его работы требуется лишь первоначальная настройка.

Перейдите в «Панель управления». Для этого щёлкните по кнопке «Пуск» правой клавишей мыши и в контекстном меню найдите нужную строчку.

В качестве места хранения выберите диск, отличный от системного, флешку или сетевую папку. Нажмите «Включить».

«История файлов» будет автоматически копировать следующие библиотеки: «Документы», «Музыка», «Изображения», «Видео» — и стандартные папки пользователя: Windows, «Рабочий стол», «Избранное».

По умолчанию резервные копии делаются каждый час, но можно изменить это время, к примеру, на 10 минут. Однако это потребует большего объёма дискового пространства. Время хранения каждой копии можно настроить в меню «Дополнительные параметры».

Можно также сделать резервное копирование системы и следующим образом:

Нажмите кнопку Пуск , затем щелкните Панель управления > Система и ее обслуживание > Архивация и восстановление.

Выполните одно из указанных ниже действий.

Если вы ни разу не использовали программу архивации данных или недавно обновили версию Windows, выберите Настроить резервное копирование, а затем выполните действия, предлагаемые мастером.

Если вы уже создавали резервную копию, то можете дождаться запланированного резервного копирования или вручную создать резервную копию, выбрав Создать резервную копию.

Если вы ранее создавали резервную копию, но хотите создать полную резервную копию, а не обновлять старую, выберите Создать, Полная резервная копия, а затем выполните действия, предлагаемые мастером.

Примечание

Не записывайте резервную копию файлов на диск, на который установлена ОС Windows. Например, не создавайте резервную копию файлов в разделе восстановления. Всегда храните носители, используемые для резервных копий (внешние жесткие диски, DVD или компакт-диски) в безопасном месте, чтобы не допустить несанкционированного доступа к вашим файлам. Рекомендуется хранить носители в защищенном от огня месте отдельно от компьютера. Кроме того, возможно, вам потребуется зашифровать хранящиеся в резервных копиях данные.

 

Создание образа системы

Образы системы содержат все данные, хранящиеся на вашем компьютере, по состоянию на определенный момент времени

Щелкните кнопку Пуск  правой кнопкой мыши, затем выберите Панель управления > Система и ее обслуживание > Архивация и восстановление.

На расположенной слева панели выберите Создание образа системы, а затем выполните предлагаемые мастером действия. Если отобразится соответствующий запрос («Требуются права администратора»), введите пароль администратора или подтвердите действие.

Примечание

Чтобы создать образ системы на основе диска, этот диск должен быть отформатирован для файловой системы NTFS. Если вы хотите сохранить образ системы на жестком диске или на USB-устройстве флэш-памяти, то они должны быть отформатированы для файловой системы NTFS.

 

Хранение разных версий образов системы

Вы можете хранить несколько версий образов системы. По мере исчерпания места на внутренних и внешних жестких дисках самые старые образы системы будут удаляться. Чтобы сэкономить место на диске, удалите старые образы системы.

Если вы сохраняете образы системы в сетевом расположении, то для каждого компьютера можно хранить только самый новый образ системы. Образы системы сохраняются в формате "диск\WindowsImageBackup\имя_компьютера\". Если у вас уже есть образ системы для компьютера, и вы создаете еще один образ для того же компьютера, то существующий образ будет заменен новым.

Если вы хотите сохранить уже имеющийся образ системы, скопируйте его в другое расположение, прежде чем начнете создавать другой образ системы. Для этого выполните указанные ниже действия.

Перейдите в расположение образа системы.

Скопируйте папку WindowsImageBackup в новое расположение.

 

Создание точки восстановления

Используя точку восстановления, вы можете восстановить системные файлы компьютера по состоянию на момент создания этой точки восстановления. Точки восстановления автоматически создаются каждую неделю функцией восстановления системы. Кроме того, они создаются, когда компьютер обнаруживает изменения, например при установке приложения или драйвера.

Чтобы создать точку восстановления:

Щелкните кнопку Пуск  правой кнопкой мыши, затем выберите Панель управления > Система и ее обслуживание > Система.

На расположенной слева панели выберите пункт Защита системы.

Откройте вкладку Защита системы, а затем выберите Создать.

В диалоговом окне Защиты системы введите описание, а затем выберите Создать.

 

Восстановление

Щелкните кнопку Пуск  правой кнопкой мыши, затем выберите Панель управления > Система и ее обслуживание > Архивация и восстановление.

Выполните одно из указанных ниже действий.

Чтобы восстановить файлы, выберите Восстановить мои файлы.

Чтобы восстановить файлы всех пользователей, выберите Восстановить файлы всех пользователей.

Выполните одно из указанных ниже действий.

Чтобы просмотреть содержимое резервной копии, выберите Обзор файлов или Обзор папок. При просмотре папок содержащиеся в них отдельные файлы не отображаются. Чтобы просмотреть отдельные файлы, используйте команду Обзор файлов.

Для поиска какого-либо содержимого в резервной копии выберите Поиск, введите полностью или частично имя файла, а затем выберите Поиск.

Советы

Если вы выполняете поиск файлов или папок, сопоставленных с конкретной учетной записью пользователя, то вы можете улучшить результаты поиска, указав расположение файла или папки в поле Поиск. Например, чтобы выполнить поиск всех JPG-файлов, сохраненных в резервной копии, в поле Поиск введите JPG. Чтобы выполнить поиск JPG-файлов, сопоставленных только с пользователем Oleg, в поле Поиск введите C:\Пользователи\Oleg\JPG.

Вы можете использовать подстановочные знаки, например указать *.jpg для поиска всех JPG-файлов, сохраненных в резервной копии.

 

Восстановление данных из резервной копии, созданной на другом компьютере

Вы можете восстановить файлы из резервной копии, которая создана на другом компьютере, работающем под управлением Windows Vista или Windows 7.

Нажмите кнопку Пуск, затем щелкните Панель управления > Система и ее обслуживание > Архивация и восстановление.

Щелкните Выбрать другой архив, из которого будут восстанавливаться файлы, а затем выполните предлагаемые мастером действия. Если отобразится соответствующий запрос «Требуются права администратора», введите пароль администратора или подтвердите действие.

Поиск файлов, восстановленных из резервной копии, которая была создана на другом компьютере

При восстановлении файлов из резервной копии, созданной на другом компьютере, они будут восстановлены в папку с именем пользователя, которое было использовано при создании резервной копии. Если это имя пользователя отличается от текущего имени пользователя, вам потребуется перейти в папку, в которую восстановлены файлы. Например, если при архивации использовалось имя пользователя Inna, а при восстановлении резервной копии на компьютере используется имя пользователя InnaO, то восстановленные файлы будут помещены в папку с именем Inna.

Чтобы найти восстановленные файлы, выполните указанные ниже действия.

Нажмите кнопку Пуск, а затем выберите Компьютер.

Дважды щелкните значок диска, на котором были сохранены файлы, например диска C:\.

Дважды щелкните папку Пользователи. Отобразятся папки для всех учетных записей пользователей.

Дважды щелкните папку с именем пользователя, которое использовалось для создания резервной копии. Восстановленные файлы будут расположены в разных папках в зависимости от их исходного расположения.

 

Восстановление файлов из резервной копии файлов после восстановления компьютера из резервной копии образа системы

После восстановление компьютера из резервной копии образа системы в резервной копии файлов могут быть более новые версии некоторых файлов, которые необходимо восстановить.

Чтобы восстановить файлы из резервной копии файлов, созданной после создания резервной копии образа системы, выполните указанные ниже действия.

Нажмите кнопку Пуск , затем щелкните Панель управления > Система и ее обслуживание > Архивация и восстановление.

Щелкните Выбрать другой архив, из которого будут восстанавливаться файлы. Если отобразится соответствующий запрос «Требуются права администратора», введите пароль администратора или подтвердите действие.

В поле Период архивации выберите диапазон дат для резервной копии, содержащей файлы, которые вы хотите восстановить, а затем выполните действия, предлагаемые мастером.

 

Так можно сделать бэкап системы с помощью стандартных возможностей Windows. Но на сегодняшней день существуют специальные программы для бэкапов. Например (мы учитываем только программы для ОС Windows, а не для всех ОС):

Genie Timeline: https://www.genie9.com/free_products/Download.aspx

Bacula: http://blog.bacula.org/

Norton Ghost: https://ru.norton.com/

Barman: https://sourceforge.net/projects/pgbarman/

Barman: http://www.pgbarman.org/

Sypex Dumper: http://sypex.net/ru/products/dumper

SQL Backup And FTP: https://sqlbackupandftp.com/

Iperius: https://www.iperiusbackup.com/

Shapdar: http://shabdar.org/

Paragon Backup & Recovery: http://www.paragon.ru/home/brh/index.html

Acronis True Image: https://www.acronis.com/de-de/personal/computer-backup/